Освальд Дж. Смит

Жизнь с избытком
(Ин.10:10)

Оглавление

Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.


Вместо предисловия

Настоящая брошюра, являющаяся кратким извлечением из книги известного канадского духовного писателя, д-ра богосл. Освальда Дж. Смита "The Man God Uses", выпускается нами, с любезного согласия автора, с целью открыть детям Божиим, на основании Св. Писания, путь к жизни освящения во Христе Иисусе.

Многие души, пережившие рождение Свыше, находятся сплошь и рядом в течение долгих лет в столь печальном, и для них самих тягостном, духовном состоянии постоянно перемежающихся победы, над грехом и поражения, жизни по плоти и бессильных попыток войти в тайну жизни по Духу, что издание подобного ценного духовного руководства со стороны верующего, который сам пережил освобождение от тисков жизни по плоти и вступил в благословенную свободу, предназначенную Богом, как дар, для всех детей Божиих, можно только приветствовать.

Предлагая этот труд молитвенному вниманию всех верующих, особенно же тех, которые все еще не нашли жизни, полной свободы во Христе, мы, вместе с тем, просим Господа открыть каждому из Его детей эту свободу в личной жизни, для непорочного следования за Христом и для славного и плодоносного служения Богу.

Эта брошюра предназначена, в первую очередь, для тех, кто уже принял верой Господа Иисуса Христа, как своего личного Спасителя. Если же кто-либо из тех, кто еще не сделал этого первого и самого необходимого для всякого погибшего грешника шага, окажется обладателем настоящей книжечки, то просим такового сделать этот шаг, прежде чем он стал бы пытаться применять содержащиеся в ней советы в своей личной жизни. Иначе все его старания войти в свободу Христову окажутся совершенно бесплодными, и ничего, кроме тяжелого разочарования, ему не принесут.

В той мере, в какой прощение грехов и рождение Свыше являются даром Божиим для каждого искренно раскаявшегося, оставившего грех и уверовавшего грешника, - в той же самой мере, и жизнь свободы во Христе - дар для всех, уверовавших в спасение Христово и переживших рождение Свыше, - чтобы они были совершенны в святости и любви (Мф.5:48; Иак.1:4; 1Петр.1:14-15; Кол.1:28; 2Тим.3:17 и пр.).

Всем ищущим, но еще не пережившим рождения Свыше, могут послужить благословенным духовным "посохом" другие русские издания книг д-ра О. Дж. Смита, как-то: "От смерти в жизнь", "Что я сделаю с Иисусом?", "Человек в колодце", "Единый путь", "Дайте ответ" и "Спасение Божие".

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Глава I.
Поворотный день в моей жизни.

8-го ноября 1927 года, когда мне исполнилось тридцать восемь лет, я обратился к Богу с такой молитвой: "Господи, соделай меня мужем по сердцу Твоему". Работа моя отошла на задний план; все, что я считал важным, как-то сразу потускнело; все мои интересы вдруг оказались отодвинутыми в сторону; и только моя внутренняя жизнь перед лицом Божиим оказалась тем единственным, что имело действительное значение. И, шагая взад и вперед по своей рабочей комнате, я в тот день повторял и повторял, в духе, все одну и ту же молитву: "Господи, соделай меня мужем по сердцу Твоему".

Я увидел в этот день так ясно, как никогда до того, что главное заключалось не в том труде, который я совершал, не в книгах, которые я писал, не в проповедях, которые я говорил, не в толпах народа, которые собирались меня слушать, и не в успехе, который меня сопровождал. Я увидел, что значение имело совсем другое, а именно: моя внутренняя жизнь, мои помышления, святость сердца и действительная праведность; одним словом, мое полное преображение силою Духа Святого в образ Христов.

И, по мере того как я молился, мне стало совершенно по-новому и гораздо глубже, чем прежде, открываться значение слов Св. Писания о том, что есть истинное "хождение перед Богом". И сердце мое с жгучим воплем воззвало к Богу, прося у Него этого переживания: "Чтобы мне познать Его!" Так молился некогда и великий апостол Павел, "Христос в вас", говорил он детям Божиим. И далее, "живет во мне Христос". Так, в свое время, Ной, благоговея, ходил пред Богом. Так "ходил" и "Енох пред Богом" (Быт.5:24). Не мог ли бы и я ходить пред Богом так, как ходили они? Разве в очах Божиих я не имею большей ценности, чем мой труд для Него, или же мое имущество? Бог желал иметь меня самого, а не только мое служение.


"Отдаю всего себя, -
Весь, всегда, навек Твой я!"

Затем Господь вложил в мое сердце еще одну молитву, - как мне стать "мужем по сердцу Его": "Господи, возьми мои руки; я посвящаю их Тебе. Да не прикасаются они никогда ни к чему, что неугодно Тебе, и не делают ничего, что не прославляет Тебя. Также и ноги мои: я отдаю их Тебе; да не ходят они никогда по таким путям и местам, где не видно Тебя. Отдаю Тебе, Господи, свои глаза; да не глядят они никогда ни на что, что может огорчить Твоего Духа Святого. Да не внимаю я никогда тому, чрез что бесчестится или поносится имя Твое. Да не произнесут больше никогда уста мои ни одного слова, которого я не мог бы повторить Тебе. Да не будет никогда места в моем уме для мыслей или образов, которые могли бы нарушить живое общение с Тобой. Да не будет в моем сердце места ни любви, ни каким-либо иным чувствам, источником которых не являешься Ты. Аминь!"

И, в то время как я молился об этом, мне пришли на сердце следующие слова из Св. Писания: "Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим; но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12:1-2). И еще: "Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать" (Рим.6:12-14).

Итак, мне стало совершенно ясно, что Бог требует моей полной и безраздельной отдачи себя Ему и моего полного безраздельного внимания. Все остальное должно отойти на задний план. Друзья, близкие, дом, имущество, дела - все, все без исключения, даже если это вполне допустимо по Слову Божию, отныне должно уступить свое место Христу. И днем, и ночью, мое безраздельное внимание должно быть всецело отдано только Ему! Бог на первом месте! Таково должно быть мое отношение к Нему. Лишь тогда Он сможет воистину благословлять меня и пользоваться мною. И лишь тогда я смогу вполне удовлетворить Его любящее сердце. В моих отношениях с Богом никто и ничто не может стать между Ним и мною. Подобно тому как все расположение, нежность и любовь жены принадлежат прежде всего мужу, и наоборот, так и Богу должно быть предоставлено первое место в моем сердце. И как ни один брак не может быть вполне счастливым, если либо муж, либо жена, не отдают друг другу своего безраздельного внимания, так и мое общение с Богом не может быть совершенным, если Ему не отдано мое полное и безраздельное внимание. Бог желает, чтобы я пребывал в Нем непрестанно.

И то, что Бог потребовал в тот день от меня, Он требует от всех Своих детей, без всякого различия. Неужели мы отвергнем Его право на это? И есть ли во всем мире еще что-нибудь, более заслуживающее того внимания, которое Он требует для Себя? Почему же, в таком случае, мы удерживаем и не отдаем Богу того, что Ему принадлежит? Может ли быть найдена истинная радость вне Бога? Может ли нам дать действительное удовлетворение что-нибудь меньшее, чем Бог? Может ли это "меньшее" дать нам истинное блаженство? "Жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12:15). Бог создал нас для Себя Самого. Он желает полного общения с нами. Ходить пред лицом Его, мгновение за мгновением, здесь на земле, среди развращенного и строптивого рода; в мире, не желающем жизни, посвященной Богу, и жизни в Духе Святом; в мире, богом которого является сатана; - ходить пред Богом, подобно тому как ходили пред Ним сонмы детей Божиих, познавших жизнь освящения, и жить в этом мире, распявшем нашего Господа, только в качестве странников и пришельцев, не имеющих здесь постоянного града, - вот таков план Божий и такова Его цель для нас. Как же, в таком случае, мы можем дерзать нарушать Его волю о нас и оставаться без Его одобрения?

Бог желает, чтобы мы принадлежали Ему во всей полноте. Отсюда естественно вытекает вопрос: принадлежим ли мы Ему так всецело? Принадлежим ли мы Богу совсем? Не только в какой-то части, хотя бы и весьма значительной, а совсем, совсем? Всецело ли мы отданы Ему?.. Будем же просить Его, чтобы Он отделил нас от всего, что нас привязывает к себе; чтобы Он отделил нас от мира, от наших семейств и семейных очагов и ют всего другого, что является "плотью"; чтобы Он так отделил нас от всего, чтобы наше безраздельное внимание могло принадлежать только всецело Ему. В нашей земной жизни есть много вполне законного. Готовы ли мы отказаться и от всего "законного", если бы это оказалось необходимым для Царствия Божия, для его интересов, для служения Богу и для того, чтобы во всем этом всецело принадлежать Ему; готовы ли мы, например, пойти на различные тяжкие лишения, на долгую разлуку с близкими и другое? И готовы ли мы, с помощью благодати Божией, в нашем полном отрешении от всего, быть настолько выше мира и плоти, чтобы Господь Иисус Христос, живущим в нас Духом Святым, мог претворить в действительность нашу полную отдачу Ему и чтобы, несмотря на все лишения и трудности, наши сердца были всегда преисполнены славословия и совершенно удовлетворены Господом Иисусом Христом? Вот этому Господь научил меня в тот памятный день и, вот, это-то я и имею в виду, когда говорю о полной отдаче себя Богу, чтобы, таким образом, стать "мужем по сердцу Божию".

Итак, быть "мужем по сердцу Божию", означает - предоставить Богу первое место в своей жизни; ходить пред Ним каждое мгновение; не делать ничего, что неугодно Ему и что могло бы огорчить Его; совершать свой жизненный путь в истинной праведности и святости пред лицом Его; отдать Ему наше безраздельное внимание и любить Его больше всего в мире.

Псалмопевец Давид, как вы знаете, был мужем по сердцу Божию. Если Давид, даже после своего падения, мог быть таким мужем, то не можем ли быть таковыми и я, и вы? "Даниил положил в сердце своем не оскверняться" (Дан.1:8). "Положим" же и мы, подобно ему, "не оскверняться", и Бог даст нам Свою силу, чтобы осуществить это в жизни!

Ибо только этим путем мы можем уподобиться Христу; и это-то и является наивысшим планом Божиим в отношении нас, - чтобы мы стали подобными Его Сыну и были преображены в Его образ. Быть чадом Божиим в течение добрых десяти лет и не стать более подобным Христу, чем как это было при обращении, это - трагедия. Но, благодарение Богу, есть среди детей Божиих немало таких, которые обратились ко Христу совсем недавно и которые, вместе с тем, более подобны своему Господу и Спасителю, чем иные, обратившиеся уже много лет тому назад. Лишь те, кто проводят много времени в Его присутствии, становятся подобными Ему! Лишь те, кто отдают Ему свое безраздельное внимание, действительно достигают полного познания Его!

Чтобы принять от Господа то наилучшее, что Он имеет для нас, мы должны отдать Ему свое наилучшее. Чтобы стать мужами и женами по сердцу Его, мы должны отдать Ему свое безраздельное внимание. Чтобы приобрести все, мы должны отдать Ему все. Чтобы принять жизнь, мы должны отдать ее и умереть для себя. Чтобы получить Божие, мы должны прежде отдать свое.

Как сладостна такая жизнь, как дивна полнота Его общения! Ничто в мире не может с этим сравниться. Весь успех, какой только может сулить нам мир, не в состоянии возместить ценности полного общения с Христом. Он - "лилия долин", Он - "звезда светлая и утренняя", Он - "нарцисс Саронский", Он - "лучше десяти тысяч", Он - "весь-любезность" (Песн.2:1; 5:10,16; Откр.22:16). Нет во всем мире иного друга, равного Ему. Даже самые близкие и любимые люди приносят нам разочарования. Деньги приносят заботы, а слава - огорчения. Он же - удовлетворяет всегда. Бог никогда не покидает и не разочаровывает нас в нашем доверии к Нему и в общении с Ним. "Ходить пред Ним", это - величайшее наслаждение в мире.

Знать, что в отношениях с Ним все ясно, что ничто не отделяет от Него, что никакое темное облако греха не скрывает Его лица от нас, это воистину - небеса отверстые.

Так станам же и молиться, и мыслить, и жить так: "Господи, соделай меня мужем по сердцу Твоему!"

Глава II.
Человек, которым Бог пользуется.

Я много размышлял о тех качествах, наличие которых у человека может дать Богу возможность пользоваться им для служения. И, насколько я вижу, таких основных и решающих качеств существует, по меньшей мере, восемь. Более того, я совершенно убежден, что всякий верующий, готовый принять все Божии условия, несомненно будет использован Богом для служения, независимо от наличия или отсутствия у него каких-либо особых природных дарований или способностей; конечно, не каждый дойдет до особых высот в этом служении, но каждый будет использован Богом в полной мере его возможностей; если же Господь кем-либо не воспользуется вовсе, то это уже будет вина человека самого.

Условия Божии очень серьезны. Бог не всегда открывает сразу все, что нам будет стоить их принятие. Но когда мы оказываемся настолько готовыми принять весь Божий путь, что уже не остановимся ни перед какими жертвами, тогда Бог начинает нами пользоваться.

Я очень хорошо помню, как, шагая взад и вперед по своей комнате, я молился и взывал к Господу: "Боже, Боже, чего бы это мне ни стоило, я молю Тебя, - используй меня в служении Тебе! Я с величайшей радостью и готовностью принимаю все Твои условия, в чем бы они ни заключались и каких бы жертв они от меня ни требовали, лишь бы только Ты мог пользоваться мною!" Готовы ли и вы, дорогой читатель, любой ценой принять Божий условия и Его путь?

1. Человек, которым Бог пользуется, имеет в своей жизни только одну цель.

Двоящееся сердце никогда не даст истинного удовлетворения. Человек, хватающийся одновременно за многое, редко в чем-либо успевает. Если человек хочет быть успешен, например, в торговле, он должен большую часть своего времени и своего внимания посвятить именно ей. Человек, внимание которого раздвоено, не будет иметь успеха ни в одном, ни в другом деле. Если чувства мужа принадлежат, помимо его жены, еще другой женщине, то его семейная жизнь не может не распасться. Точно также, не удовлетворило бы и никакого жениха, если бы сердце его избранницы не всецело принадлежало ему одному.

То же самое, только в еще гораздо большей мере, относится к человеку, который желает, чтобы Бог пользовался им для своего служения. Делу Божию должно безраздельно принадлежать все его внимание. В нем не должно быть места ничему другому. Апостол Павел был человеком одной привязанности. В этом заключалась тайна его успеха. Он имел только одно неутолимое желание - распространять познание о Христе, и этому делу он ревностно служил день и ночь.

Вся беда в том, что многие дети Божии в наше время заняты слишком многими интересами; и поэтому Господь не может пользоваться ими. Я знал студентов богословия, интересы которых были настолько раздвоены и поделены между их занятиями и между их знакомыми молодыми девушками, что жизнь этих студентов не производила на окружающих никакого духовного впечатления. И я должен совершенно определенно высказать свое убеждение, что никто из таких молодых людей, отдающих свое время и свои мысли общению с женщинами, никогда не будет использован Богом для действенного и сильного евангельского служения.

Я знаю благовестников, которые заняты на стороне различными частными предприятиями. Их время не принадлежит целиком делу Божию. То же было и со мной. До начала своего служения в деле благовестия, я приобрел для коммерческих целей участок земли; но как скоро я был рукоположен, я поспешил эту землю продать, чтобы не быть ничем связанным и чтобы все свое время и все свои мысли я мог всецело посвятить только служению.

Я вовсе не настаиваю на том, чтобы у вас не было совершенно никаких других интересов в жизни. Ибо у каждого из нас есть обязанности, которым должно быть уделяемо известное время. Но на чем следует настаивать, это, во-первых, чтобы ограничить их и свести к столь ничтожному числу, насколько это только возможно; и, во-вторых, чтобы все эти интересы занимали лишь самое второстепенное место в нашей жизни, чтобы Бог был всегда и во всем на первом месте и чтобы эта наша единая великая цель жизни не была ничем закрыта или заслонена.

2. Человек, которым Бог пользуется, есть тот, кто, при содействии благодати Божией, устранил из своей жизни все преграды, разобщавшие его с Богом.

Вы вовсе не должны открывать мне, что именно препятствует Богу пользоваться вами. Бог знает все это, знаете и вы сами. Вы должны исправить все то, что мешает вашему полному общению с Богом. Преграда может заключаться в любом бремени и в любом неоставленном грехе, чаще всего в привычном, запинающем грехе. Может быть, это - нечистые мысли или нечистые слова и дела. Может быть, это - гордость, ревность, злоба, корыстолюбие, неверие или, вообще, то или иное проявление своего ветхого "я". Может быть это - курение. Но в чем бы оно ни заключалось, оно должно быть устранено, прежде чем Бог сможет начать пользоваться вами. Вы помните, как Израиль потерпел поражение только из-за того, что в его среде был неверный, согрешивший Ахан (Нав.7). Не живет ли и в вашем сердце тоже некий "Ахан", не заслонена ли чем-нибудь дверь вашего сердца, нет ли в нем места какому-нибудь тайному греху, сокрытому от человека, но явному для Бога? Люди принимают вас за того, каким вы кажетесь; но знают ли они вас таким, каким вы являетесь на самом деле? Осмелитесь ли вы приподнять завесу и дать всем увидеть все?

3. Человек, которым Бог пользуется, это тот, кто отдал всего себя в полное распоряжение Божие.

Некоторые из нас действуют так, как если бы они боялись вполне довериться Богу и дав Ему повести нас во всем согласно с Его волей. Бог говорит нам: "Кто хочет творить волю Его..." Что мог бы сделать горшечник, если бы глина не стала повиноваться ему? Что мог бы сделать врач, если бы больной не захотел довериться ему? На что годны воины, не подчиняющиеся распоряжениям своего начальства? "Кто ходит путем непорочности, тот будет служить Мне" (Пс.100:6).

Итак, отдались ли вы всецело и во всем воле Божией? Сказали ли вы Богу на всю Его волю вечное и нерушимое "да", и сказали ли вы такое же "нет" своему собственному "я"? Посвятили ли вы себя полностью Богу? Покорились ли вы Ему во всем? Отвергли ли вы свою собственную волю и приняли ли вы волю Божию для всей своей дальнейшей жизни? Готовы ли вы идти туда, куда Он посылает вас, и быть тем, кем Он желает, -чтобы вы были? Можете ли вы с полным правом повторить слова известного молитвенного песнопения о полном посвящении себя Богу:


Боже! жизнь даю, она
Вся Тебе посвящена!
Дни даю, пусть каждый час
Слышишь Ты хваленья глас!

Даю руки, их к Тебе
Простираю я в мольбе!
Даю ноги, должно им
По стезям ходить Твоим!

Даю волю, должно ей
Волей только быть Твоей;
Ум даю, чтоб Твой закон
В силах был исполнить он!

Золото и серебро,
Все даю свое добро!
Даю сердце. Сам устрой
В нем престол. Ты, царский Свой!

Всю даю любовь свою,
С ней у ног Твоих стою!
Отдаю всего себя, -
Весь, всегда, навек Твой я!

4. Человек, которым Бог пользуется, это тот, кто научился, как превозмогать в молитве.

Все те мужи, которыми Бог много пользовался в служении, были сильны в молитве. Читая их жизнеописания, вы убеждаетесь в том, какое преобладающее место в их жизни занимала молитва. Патриарх Иаков восклицает: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня" (Быт.32:26). И он получает от Господа ответ: "Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт.32:28). Господь наш Иисус Христос, посреди чрезвычайно большого труда и возможностей служения, оставлял все множество находившегося около Него народа и удалялся в уединенные места, чтобы там молиться, и иногда проводил наедине со Своим Отцом целые ночи, подвизаясь в усиленной молитве, даже до кровавого пота. И то же самое, в отношении молитвы, можно сказать о каждом человеке, которым Бог пользовался. Готовы ли вы отдаться Господу для побеждающей молитвы?

Вы можете быть человеком исключительных дарований и способностей, хорошо подготовленным для служения Богу, но если вы не научились еще, как превозмогать в молитве, то вы напрасно будете ожидать благословения Божия в вашем труде. Я убеждаю всех и каждого в необходимости уединения для подвизания в превозмогающей молитве, в молитве, которая осуществляет ожидаемое. Мы должны молиться с побеждающей верой и получать просимое.

Мы должны вернуться назад к тому образу молитвы, который видим в молитвенной жизни многих-многих великих и славных мужей Божиих!

5. Человек, которым Бог пользуется, есть тот, кто ревностно исследует Слово Божие.

Слово Божие есть ваше оружие, ваш меч. Если вы сами сомневаетесь в ценности этого оружия или пренебрегаете им, то как же вы сможете владеть и действовать им? Слово Божие - единственный источник вашего познания. Лишь тогда, когда Слово Божие будет вашим ежедневным питанием, когда ежедневное изучение его сделается как бы частью вас самого, лишь тогда вы будете в состоянии пользоваться им так, как Господь хотел бы. Верите ли вы всем сердцем, что благая весть, которую вы возвещаете, есть подлинно живое, богодухновенное Слово Божие? И убеждены ли вы в том, что оно никогда не вернется назад тщетным, не исполнив того, что Богу угодно? Бог не может пользоваться человеком, который сомневается в Его Слове.

6. Человек, которым Бог пользуется, есть тот, кто имеет) живую и действенную весть для погибшего мира.

Вы, может быть, готовитесь посвятить себя миссионерскому служению? Отлично. Что же вы будете говорить людям? Есть ли у вас живая Божия весть для них? Почему, собственно, вы хотите избрать это служение?

Если вашей целью является только общественное служение, только учительство, или же только проповедь тех или иных. политических реформ, то было бы лучше, чтобы вы, избравший миссионерское служение, предоставили все это делать специалистам по социальному служению, педагогам, врачам и политикам. Если же вашей целью является, напр., в языческих странах, главным образом, проповедь западной культуры и лишь попутно также и некоторых форм христианской религии, то вам лучше предоставить это дело правительственным органам, имеющим для этого свои испытанные методы и системы.

Нет! Во всем мире есть лишь одна единственная весть, действительно достаточно великая, для того чтобы ради нее можно было оставить свои дома, семьи и удобства, и оказаться на чужбине, в полном одиночестве, среди чужих вам людей, притом вас же преследующих и над вами издевающихся. Эта весть есть благая весть Евангелия, что "Христос умер за грехи наши" и что "Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). Эта весть есть весть о кресте Христовом и о Его великом искуплении. Ничто меньшее, чем эта весть, не достаточно. Господь повелел: "Идите и проповедуйте Евангелие". Все остальное, это - дело государства, дело мира сего,

А какую же весть вы, ищущие евангельского служения, имеете для своего народа? Почему, собственно, вы избираете служение благовестия? Если вы желаете только развлекать людей, то вам лучше оставить это дело какому-либо театральному или иному предприятию, ибо они лучше справятся с этой задачей. Если же вы хотите чрез свои религиозные "опыты" только поднять общий культурный уровень ваших слушателей, то лучше посоветуйте им читать известных философов, писателей и т. п. Это избавит ваших людей от лишних расходов и освободит их от необходимости выходить напрасно из дому, да еще нередко и в дурную погоду. Кроме того, люди могут развивать свои эстетические вкусы и в различных специальных союзах, например, в объединениях писателей, -поэтов и пр. Или, может быть, вы намереваетесь, занимать людей только своим красноречием или же различными музыкальными произведениями? Но и в этом случае вас гораздо лучше заменят школы ораторского искусства или же хорошие концерты.

Нет, дорогой друг, вы имеете задачу неизмеримо большую, чем все это. Ваше призвание является наивысшим, наиболее почетным и наиболее важным из всех призваний, существующих в этом мире. Все остальные призвания имеют каждое лишь свою особую сферу деятельности, ваше же призвание включает в себя все сферы, все без исключения, ибо вам нужно иметь дело со всеми классами и со всеми положениями и условиями. У вас не может быть лишнего времени для пустых споров и препирательств, ибо ваше дело есть нести ту весть, которую Бог поручил вам передать людям, весть, решающую вопрос жизни и смерти, и Бог потребует от вас отчета в вашем служении. Дай Бог, чтобы вы во всей полноте осознали величие предлежащей вам задачи!

Мы находимся на кафедре не для того, чтобы угождать людям, чтобы занимать их или чтобы себя показывать. Услаждающего ваш слух певца вы будете превозносить, и хвалить; просто же вестника, доставившего вам хотя бы и очень важную весть, вы тотчас же забудете, так как вас интересует не он сам, а только содержание принесенного им. Дорогие друзья, скажите, что люди говорят о нас? Говорят ли они: - "Какой дивный проповедник!", или же: - "Какой дивный Господь Иисус Христос! Какой Он великий Спаситель!"?

Помните же, что, возвещая Евангелие спасения, мы представляем людям Самого Господа Иисуса Христа, а это значит, что мы должны быть воистину сокрытыми в Его смерти; только тогда Слово Его через нас будет для них либо "запахом смертоносным на смерть", либо "запахом живительным на жизнь" (2Кор.2:16). Поэтому, станем же возвещать слово благовестия, как люди, которые безусловно верят в то, что они говорят. Однажды один известный артист так объяснил разницу между актерами и некоторыми проповедниками: "Некоторые из проповедников говорят об истине так неуверенно, как если бы она вовсе не была истиной, в то время как мы, актеры, хотя и говорим о неистинном, но делаем это с такой убедительностью, как если бы это было на самом деле истиной".

Послушайте, мой друг! Если вы подлинно всем сердцем убеждены, что "все согрешили", что все люди погибли и что Господь Иисус Христос есть Единый Спаситель, могущий спасти их, и если вы идете к людям именно с этой дивной вестью, - то да будет благословение Божие на вас... Тогда ваше служение будет поистине славным.

Разрешите же поэтому еще раз спросить вас - имеете ли вы для мира живую весть от Духа Святого? Обличает ли Он людей в грехах, когда вы проповедуете? Приходят ли чрез вашу проповедь люди к спасению и получают ли верующие назидание? Проповедуете ли вы свои человеческие речи или же живое Слово, данное вам Самим Богом? Если ваше слово будет от Духа Святого, то вы никогда не будете постыжены. В течение целых девятнадцати веков эта весть собирала вокруг себя тысячи и тысячи людей; и тысячи тысяч других будут и впредь внимать ей. Громаднейшие толпы, с затаенным дыханием, внимали простой и безыскусственной евангельской вести, которая в наши дни, по-прежнему, так же сильно захватывает людей. За нее не надо бояться. Поэтому, идите и возвещайте ее, вполне уверенные в сопутствующей ей силе Божией.

7. Человек, которым Бог пользуется, есть муж веры, ожидающий последствий ее.

Беда в отношении очень многих из нас заключается в том, что мы вовсе и не ожидаем, чтобы наша вера что-нибудь совершила. Иначе - мы не ожидаем никаких последствий от своей веры. Мы готовы просто "тянуть лямку" и довольствоваться тем, что все идет по заведенному порядку, и если бы какая-нибудь страждущая душа вдруг обратилась к нам со своей сердечной нуждой: "Что мне делать, чтобы спастись?" - то мы, возможно, были бы немало поражены и смущены.

Я никогда еще не был удовлетворен при виде того, что все идет только своим обычным порядком. И если в моем служении не было никакого "движения воды", то я чувствовал, что в этом виноват я. Я всегда ожидал чрезвычайного, и никогда еще не был в этом постыжен.

Вы помните случай с тем молодым проповедником, который явился к покойному Чарльзу Сперджену, чтобы поведать ему о своем разочаровании по поводу неуспешного служения?

"Но, неужели же вы думаете", воскликнул Сперджен, "что всякий раз, когда вы проповедуете, непременно должен быть какой-нибудь результат?"

"Нет, этого я не думаю", ответил молодой проповедник, несколько удивленный.

"Так вот, в этом и заключается причина вашего неуспеха", последовал ответ Сперджена.

Я вижу, что люди, играющие в мяч, не бьют его наугад, в любом направлении, но они стремятся направить его прямо к определенной цели. Благодарение Богу. в нашем служении мы тоже имеем определенную цель.

Я никогда не видел ни одного состязания, например, в беге, где люди бежали бы зря по всему ристалищу во всех возможных направлениях. Нет, все они имели в виду совершенно определенную цель и все они бежали к совершенно определенному месту. Так же и мы находимся на ристалище, но только на ристалище, где целью нашего служения является спасение душ.

Когда адвокат защищает какое-нибудь дело, то он не просто развлекает суд. Он старается добиться совершенно определенного приговора. Благодарение Богу, и мы добиваемся совершенно определенной цели. И мы не можем быть удовлетворены, если не достигаем ее.

На стрельбище каждый стреляет тоже только в определенную цель. Имеем ли мы такую определенную цель в нашем служении и стремимся ли достигнуть ее?

До начала второй мировой войны, в Канаде устраивались особые собрания, в которых канадских граждан призывали записываться в качестве добровольцев в армию. Призывавшие их не просто развлекали своих слушателей, а искали совершенно определенной цели - приобретения новых солдат. Без достижения этой цели, собрания эти были бы совершенно бесполезны и бессмысленны. Приобретаем ли и мы души для нашего Царя, и делаем ли мы свое дело с верою в успех? Да имеем же мы веру в совершенно определенные результаты!

8. Человек, которым Бог пользуется, есть тот, кто совершает свое служение при помазании от Духа Святого.

Господь перед Своим вознесением сказал ученикам: "Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца" (Деян.1:4). Они повиновались Господу, и ожидали. "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями" (Деян.1:8). И у них никогда не появлялась даже мысль о том, чтобы начать свидетельствовать без силы Духа Святого.

Читайте жизнеописания мужей Божиих, и вы убедитесь, что каждый из них искал и пережил исполнение Духом Святым. Одна проповедь, сказанная в силе Духа Святого, имеет больше значения, чем тысяча других, произнесенных в силе плоти.

Вот таков человек, которым Бог пользуется. Такой человек имеет только одну единственную цель в своей жизни. Все преграды между ним и Богом полностью устранены. Он всецело отдан Богу и находится в Его полном распоряжении. Он научился, как побеждать в молитве. Он ревностно исследует Слово Божие. Он имеет живую и действенную весть для. погибшего мира. Он ожидает результатов своего служения. Он подвизается при помазании от Духа Святого. Дорогие друзья, будем же наблюдать за собою, чтобы нам иметь эти восемь качеств, необходимых для того, чтобы Бог мог пользоваться нами в полной мере. Тогда наше служение будет воистину славным.

Глава III.
Жизнь победы над грехом.

Наиболее печальным обстоятельством в отношении очень многих детей Божиих является присутствие и власть греха в их жизни. Есть верующие, которые были бы счастливы отдать все, что они имеют, лишь бы быть в состоянии побеждать искушения и жить жизнью непрерывного общения с Богом.

Хотя и очень печальной, но, вместе с тем, более чем обычной, является та истина, что есть многие-многие тысячи детей Божиих, которые хотя и познали Господа Иисуса Христа, как своего Спасителя, но которые никогда еще не пережили ничего, что шло бы дальше и глубже их первоначального обращения. Христос не является для них единственным содержанием и единственной целью жизни. В их духовной жизни победа над грехом неустойчива и постоянно перемежается с поражением; сегодня они находятся на вершине горы, а завтра - глубоко внизу; их состояние, это - безотрадное странствование по пустыне, вместо покоя Земли Обетованной; их жизнь, это - седьмая глава Послания к Римлянам, а не восьмая.

Когда все идет благополучно, и нет ничего, что могло бы нарушить спокойное течение их жизни, они пребывают в совершенной победе; когда же обстоятельства их складываются плохо; когда их планы неожиданно нарушаются; когда они встречают затруднения или противодействия; когда грозные и черные тучи заволакивают весь их небосвод; когда различные трудности и неприятности окружают их со всех сторон, - тогда вся их победа разлетается прахом.

Но, благодарение Богу, есть возможность жизни во Христе, которая настолько же превышает обычную жизнь многих верующих, насколько сверкающее полдневное солнце превышает свет лишь слабо мерцающей вечерней звезды. Эта победная и торжествующая жизнь во Христе превосходит самые смелые мечты и чаяния множества неудовлетворенных и разбитых верующих.

И тем не менее, эта жизнь победы над грехом доступна всем детям Божиим. Более того, такая жизнь победы есть воля Божия для каждого верующего, без исключения. "Грех не должен над вами господствовать" (Рим.6:14), говорит богодухновенное Слово Божие. И апостол Павел, с одной стороны, горестно восклицающий - "бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?", - в состоянии затем радостно и торжествующе возгласить в ответ на этот мучительный вопрос - "благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим... Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти"! (Рим.7:24-8:2).

Какая великая радость - быть свободным! Сбросить с себя разбитые цепи греха и сломленную власть его! Какое блаженство знать, что иго запинающего греха уничтожено и что власть несвятых желаний окончилась! Да, и я пытался, пытался много раз, сам себя освободить. Я давал обещания и принимал решения, но все было напрасно. Я был так скован и пленен, что уже потерял всякую надежду на освобождение. Я грешил и каялся, молился и снова падал, сокрушался и опять согрешал. Таково было мое переживание, и я хорошо знаю всю ужасную горечь греха.

Но, благодарение Богу, наконец, я стал свободен. Я стал свободен, столь же свободен, как некогда израильтяне, освободившиеся от своего египетского рабства, перешедшие посуху Чермное море и наблюдавшие с другого берега, как гибли в волнах их бывшие притеснители. О, как моя душа тогда возликовала! Какой великий мир я получил! Какой тогда чудный покой наступил в моем сердце! Наконец-то, я освобожден! "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим!" Аллилуия! Как велик и дивен наш Спаситель!

Есть два рода грехов, которые обычно совершаются людьми. Bo-первых, есть грехи, которые мы могли бы назвать "внешними"; и, во-вторых, - грехи "внутренние".

Может быть, нам очень помогло бы, если бы мы сами себе задали несколько вопросов весьма личного характера. Мы не будем говорить здесь о грехах первого рода, то есть, о грехах "внешних", как, например, об убийстве, воровстве, прелюбодеянии и т. д., ибо если мы вообще являемся детьми Божиими, то мы уже больше не можем быть виновными в такого рода грехах.

Мы остановимся теперь лишь на тех грехах, которые внешне не всегда видны, но которые, тем не менее, лишают нас победы, приобретенной для нас Христом, и которые являются причиной всего нашего духовного несчастия и постоянных падений.

1. Свободен ли я от заботы и беспокойства?

Забота и беспокойство есть грех. "Не заботьтесь ни о чем" (Фил.4:6). "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мф.6:25-34). - Итак, заботиться, значит нарушать совершенно определенную заповедь Божию. Более того, забота свидетельствует о недостатке доверия к Богу. Некто так сказал о заботе: "Забота есть ненужное бремя, отягощенное недоверием к Богу". Господь Иисус Христос был свободен от заботы и беспокойства. Его жизнь была спокойна, ясна и исполнена доверия к Отцу при всех обстоятельствах.

Даже во время грозной бури Он спокойно спал в утлой ладье, в которой с учениками Своими переправлялся на другой берег моря.

2. Свободен ли я от уныния и отчаяния?

Уныние! Этим грехом согрешил некогда и пророк Илия. Этот грех являлся одним из наиболее страшных оружий сатаны, которым он часто пользовался против израильтян, во время их странствования по Синайской пустыне. Подобным же образом, и в настоящее время существуют унывающие и отчаивающиеся верующие, которые утратили радость, доверие к Богу, бодрость и надежду. Господь Иисус Христос никогда не унывал и не отчаивался.

3. Свободен ли я от раздражительности, недовольства, досады, ропота и т.п.?

Вызывают ли во мне различные обстоятельства жизни раздражение и досаду? Не нахожусь ли я в состоянии постоянной неудовлетворенности? Не ропщу ли я на свою участь? (Фил.4:11). Этот грех был воистину запинающим грехом израильтян во время их перехода через Синайскую пустыню. Господь Иисус Христос никогда не проявлял ни раздражения, ни досады, ни ропота.

4. Свободен ли я от гнева и злобы?

Имеют ли в моем сердце место злоба, злопамятство, мстительность, ненависть или враждебность? Сохраняю ли я в сердце к кому-нибудь из людей недоброе чувство? И не уклоняюсь ли я от примирения с ними? Свободен ли я от чувства внутреннего возмущения? Правда ли, что я все еще выхожу из себя? Владеет ли мною по временам гнев? Такое состояние сердца было совершенно чуждо Господу Иисусу Христу.

5. Свободен ли я от зависти и гордости?

Если мне предпочитают кого-нибудь другого, то не вызывает ли это во мне чувства зависти и недоброжелательства? Не завидую ли я тем верующим, которые молятся, говорят или делают что-нибудь лучше меня? Не превозношусь ли я? Не думаю ли я, главным образом, только о себе самом, о своем положении или о своих достижениях? Как свободен от всего этого был Господь Иисус Христос!

6. Свободен ли я от власти похоти и нечистых мыслей?

Не позволяю ли я гнездиться в своем уме или в своем сердце нечистым и несвятым мыслям и нечистому воображению? Не предаюсь ли я этим порокам в тиши ночной или же вообще, когда остаюсь наедине с самим собою? Можно ли себе представить что-нибудь подобное в сердце Господа Иисуса Христа?

* * *

Я не говорю здесь ни о "безгрешном совершенстве" детей Божиих, ни о "полной безгрешности" их, ни о возможности "удаления с корнем греховного начала" из их плоти. Об этом не говорят ни Священное Писание, ни духовный опыт величайших мужей веры, какие когда-либо жили. Вместе с тем, однако, мы, согласно со Словом Божиим, верим и в возможность, и в необходимость "совершенства" и "святости" детей Божих, но только тем путем, который Бог для этого предназначил. Не верим мы в такое "совершенство" здесь, на земле, которое равнялось бы совершенству Божию или ангельскому, или же "полной безгрешности", ибо никто из людей никогда еще не достиг ни уровня, ни всего величия святости Божией.

Не верим мы и в правильность или в возможность "подавления греха усилием человеческой воли". Говоря о "победе над грехом", Слово Божие отнюдь не имеет в виду, например, чувства гнева, или какого-нибудь иного греха, ограничиваемого или как-то иначе регулируемого человеком по своему собственному желанию.

Один из очень известных духовных деятелей передает такой случай с некой пожилой верующей женщиной, которая, в обстоятельствах, казалось бы долженствовавших вызвать в ней сильнейшее возбуждение и даже гнев, лишь очень спокойно и мило улыбалась. С нею находилась еще и другая женщина, которая, обратившись к первой, с изумлением воскликнула:

"Я не могу понять, как вы смогли сохранить такое удивительное спокойствие и не выйти из себя".

"Да, но вы не видели", ответила первая женщина, "как у меня все кипело внутри".

И она, очевидно, полагала, что это была "победа над грехом". Она сумела подавить свои чувства и скрыть свой гнев, так что никто не мог заметить этого. Но то, что гнев не вышел наружу, а кипел внутри, это не меняло положения. На самом деле, это был все тот же самый грех гнева, и Бог не увидел бы здесь никакой разницы, даже если бы эта женщина не удержалась, а вспылила совершенно открыто. "Кипение" ее было лишь естественным проявлением внутреннего греха. Наружное подавление гнева ничуть не уменьшило греховности его. В таком подавлении греха никакой победы нет. Но, благодарение Богу, во Христе есть истинное освобождение от власти всех внутренних грехов. Детям Божиим нет никакой нужды "кипеть".

Другому выдающемуся духовному работнику пришлось как-то раз присутствовать на диспуте между сторонниками учения о "безгрешном совершенстве" верующих и сторонниками учения о необходимости и возможности "подавления греха усилием воли". По мере того как спор все больше и больше разгорался, лица участников его становились все краснее и краснее. Грех, о полном искоренении которого убеждали сторонники учения о "безгрешном совершенстве", стал все больше и больше проявляться в их разгоряченных словах и лицах. Также точно, и другая сторона, то есть те, которые утверждали, что есть возможность "полного подавления греха", казалось даже и не почувствовали, что в них самих как-то незаметно приоткрылась их "покрышка" греха, и что обнаружилось то, что должно было быть "подавлено".

Наконец, наблюдавший за ходом диспута, духовный работник встал и сказал: "Братья, истина заключается не в "искоренении" греха и не в "подавлении" его, а - в "пребывании" Господа Иисуса Христа в верующем. "Если Христос в вас, то тело мертво для греха" (Рим.8:10). Благодарение Богу, за это "пребывание"! Какое это блаженство! "Христос в вас... Живет во мне Христос... Я (Христос) в вас..." Быть человеком, в котором обитает Бог, вот в чем спасение во Христе! "Вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2:22). Вот, где разгадка тайны победы над властью греха! Христос - наша победа! Аллилуйя!

До Христа человек безнадежно пытался достигнуть победы над грехом своими собственными усилиями. Теперь же путь собственных усилий и достижений должен быть совсем отложен, ибо есть Некто Другой, Кто взял всю тяжесть борьбы на Себя. "Ибо не ваша война, а Божия". Теперь победа над грехом стала возможной, и совершается она не своею силою и не силою своей воли, а силой Кого-то Другого. Теперь имеет дело с врагом Сам Дух Святой, а я лишь сокрываюсь во Христе. Очень хорошо поясняют эту мысль слова одной маленькой девочки, обратившейся ко Христу. Когда ее спросили, как она поступит, если сатана постучится в двери ее сердца, она ответила: "Я буду тогда просить Господа Иисуса встретить его". Она хорошо поняла тайну победы. "Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам". Какая это дивная истина! "Правда законная", или иначе, "праведность Божия" совершается не "нами", а "в нас" силой Духа Святого (Рим.8:4).

Поэтому, человек не сам своею силою должен оставить дела плоти и сбросить все свои грехи. Ему надлежит лишь быть исполненным Духом Святым так, чтобы для греха не оставалось больше места. Для того чтобы наполнить комнату светом, нам не нужно прежде изгнать из нее тьму; нам нужно только впустить в нее свет, и тогда тьма сама исчезнет. Точно также нам вовсе не нужно самим трудиться, чтобы удалить осенью с деревьев старые листья. Это было бы к тому же и задачей совершенно невыполнимой. Но, вместе с весной, по стволу дерева поднимется к ветвям живительный сок, и дерево само оживет. Появятся признаки новой жизни, и оставшиеся еще старые листья сами опадут. При горьких водах Мерры, израильтяне не стали очищать вместилища вод и не пытались доискаться причины, вызывавшей горечь воды; но они просто бросили в воду, указанное им Богом дерево, и вода сделалась сладкою. Таким образом, все дело только в "изгоняющей" грех силе новой жизни во Христе Иисусе. Более сильное уничтожит более слабое. Сладкое изгонит горькое. Свет пересилит тьму. "Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1Иоан.4:4). Таким образом, победа совершается силою Кого-то Другого. В седьмой главе Послания к Римлянам, где идет речь о бессильной жизни верующего, живущего по плоти, непрестанно встречаются слова: "я", "мне", "во мне" и т.д.; в то время как в восьмой главе того же Послания, говорящей о жизни победы над грехом силою Духа Святого, упоминается, как действующее лицо, уже не "я", а "Дух Святой". Теперь уже Он обитает в верующем и поборает за него.

"Наш ли ты, или из неприятелей наших?"-спросил Иисус Навин у того мужа, которого он увидел на равнине Иерихонской, с мечем в руке.

"Нет", ответил тот, "я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда".

"Что господин мой скажет рабу своему?" - спросил Иисус Навин, пав лицом на землю и поклонившись пришельцу.

Почему Иисус Навин поступил так? И поступили ли бы мы точно так же? Или же мы ответили бы пришельцу, примерно, следующим образом:

"Я приветствую твой приход, вождь воинства Господня! Но я, в сущности, не нуждаюсь в твоей помощи. Я и сам имею достаточно большое и сильное воинство; оно хорошо вооружено и я сумею сам овладеть Иерихоном".

Если бы Иисус Навин так ответил, то Иерихон никогда не был бы взят. И, вместе с тем, так именно и действуют многие, очень многие, верующие. Вся их жизнь есть не иное что, как только проявление собственных усилий, собственной борьбы и подвизания, собственной мудрости, и т. д. Таковы наши человеческие способы борьбы. Бог же велит нам сложить все наше собственное оружие, прекратить наши собственные попытки, и оставить все собственное подвизание, дав Господу Самому возможность совершить все необходимое. Мы сами не являемся таким противником, который мог бы противостать сатане. Победа принадлежит только Христу Одному. "Христос в вас" - это наша единственная надежда. Он на Своем кресте победил сатану и Он являет Свою победу и ныне.

Поэтому, не оставим ли мы своих усилий и не дадим ли Господу совершать в нас Свою победу? Признайте же свое собственное бессилие и свою беспомощность и всецело доверьтесь Ему, чтобы Он совершил все. Только Он Один и может сделать это. Утопающего, который продолжает сам биться, очень трудно спасти. Но как только он поймет, что нужно перестать бороться самому, прекратить усилия, и спокойно доверится и покорится спасающему, тот может его спасти. Собственные усилия никогда не смогут помочь. Я имею жизнь победы только потому, что "Христос живет во мне". Он - моя победа. Я всецело доверился Ему. Да будет прославлено имя Его!

Нередко спрашивают: "Скажите, может ли победа над грехом быть сохранена навсегда?" Так как победа не в нас, а в Нем, то вопрос следовало бы ставить иначе: "Может ли Христос всегда осуществлять в нас Свою победу? Может ли Он сохранять нас в Своей победе так, чтобы мы пребывали в ней ежечасно? И если Он может это делать в течение часа, то почему бы Он не мог сохранять нас в победе в течение целого дня? А раз Христос может сохранить Свое чадо в победе в течение целого дня, то почему бы Он не мог сделать этого в течение года? Благодарение Богу, во Христе Иисусе есть непрестанная, ни на мгновение непрерывающаяся победа!

Весь вопрос заключается лишь в нашем взирании верою на Господа Иисуса Христа. Апостол Петр стал смотреть на волны, и тотчас же начал тонуть. Но достаточно ему было снова перевести свой взор на Христа, и он был спасен. Как часто мы смотрим только на трудности, которые нередко как бы плотной стеной окружают нас со всех сторон! И так как невозможно смотреть одновременно в обе стороны, мы. естественно, в таких случаях, сводим свой взор веры с Христа. Чтобы снова воззреть на Него, необходимо отвести наш взор от наших трудностей и переживаний. "Глаз не своди с Иисуса",-и победа будет сохранена.

До тех пор пока трамвай соединен с электрическим проводом, вагон находится в движении; но достаточно его разъединить с проводом, и вагон тотчас же остановится. Верующий не является как бы электрической батареей-аккумулятором, имеющим силу в себе самом. Бог не наделяет нас Своей силой так, чтобы мы могли жить и побеждать, оторвавшись от общения с Ним. Мы должны непрестанно находиться в живом соединении с Ним, ибо мы "силою Божиею, через веру, соблюдаемы...." (1Петр.1:5). Наша жизнь во Христе есть жизнь веры. "Без Меня не можете делать ничего", говорит Господь Иисус Христос (Иоан.15:5).

Лишь так долго, как Дух Святой владеет верующим, сохраняется победа его. Дух Святой может быть огорчен, оскорблен и угашен, и тогда Он больше не владеет нами. "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой", говорит Господь Иисус Христос (Деян.1:8). Но затем следует и предостережение: "Поступайте (ходите) по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал.5:16). Победа над грехом? Да. Но постоянная сила и постоянная победа совершаются лишь при постоянном "хождении по Духу" и при постоянной покорности Богу. "Вложу внутрь вас Духа Моего и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез.36:17).

Вот такова та жизнь, к которой Бог нас призывает. Это - жизнь победы над грехом силою обитающего в нас Духа Святого. Приняли ли вы эту жизнь? Вошли ли вы в нее? Я старался изъяснить эту истину Слова Божия как можно более просто и ясно. Вам остается теперь лишь вступить во владение тем, что вам дано во Христе. Вы можете, по-прежнему, продолжать жизнь непрестанного падения и поражения, но вы можете уже с сегодняшнего же дня, начать жизнь славной победы во Христе. Христос может сделать вас свободным и дать вам торжествовать над всяким грехом. Нет никакого основания, чтобы грех побеждал вас. "Они не делают беззакония", возвещает Слово Божие (Пс.118:3). "Сие пишу вам, чтобы вы НЕ СОГРЕШАЛИ" (1Иоан.2:1). "В сердце моем сокрыл я Слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою" (Пс.118:11). Если эти слова св. Писания вообще что-либо означают, то они означают именно то, что нет никакого основания, чтобы вы или я сознательно совершали грехи и вообще делали то, относительно чего мы знаем, что это есть нарушение воли Божией. И если мы продолжаем грешить, - словом, делом или помышлением, - то мы, конечно, не живем жизнью победы во Христе. "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1Кор.15:57).

Глава IV.
Жизнь полной отдачи себя Богу.

О полной отдаче себя Богу я хотел бы говорить с исключительной ясностью. В некоторых случаях чрезвычайно важно говорить очень подробно. Итак, я буду говорить подробно и просто, чтобы у вас не осталось никакой неясности относительно того, что именно представляет собой полная отдача Богу, полная отдача всего себя на алтарь Божий.

1. Дух, душа и тело.

Что сказал бы молодой человек, если бы девушка, которую он всем сердцам полюбил, предложила ему в ответ, вместо сердца, только свое имущество? Был ли бы он удовлетворен этим? Ни в коем случае. Он не просит ее богатства; он просит ее! Никакая замена ее самой чем бы то ни было другим его не удовлетворит. То же самое верно и в отношении Господа Иисуса Христа. Он желает иметь нас самих - наши дух, душу и тело. Поэтому, мы должны прежде всего сложить на Его алтарь себя самих. Мы должны быть готовы принять из Его рук все и сказать Ему:


Отдаю всего себя, -
Весь, всегда, навек Твой я!"

2. Близкие.

Принесши себя самого на алтарь Господень, я полагаю на него теперь и всех близких и дорогих моему сердцу - сына, дочь, отца, мать, и т. д. Куда бы и на что бы Господь ни призвал мое дитя, во всем да будет Его благая воля! Пожелает ли Он, чтобы оно оставило отца и мать ради Него, - и в этом да совершится Его святая воля! Захочет ли Он взять к Себе кого-нибудь из близких и дорогих мне людей, - и тогда да не будет ропота во мне. Во всем, во всем - "да будет воля Твоя!"

"Почему я не имею ни радости, ни счастья?" - спросила одна богатая дама, приглашенного ею к себе известного миссионера, д-ра Ионафана Гофорта, из Китая.

"А отдали ли вы Богу себя и все свое?" - спросил ее этот муж Божий.

"Да, насколько я сама могу об этом судить, я все отдала на Его алтарь".

"Вполне ли вы уверены в этом?" - снова спросил ее д-р Гофорт.

"Я верю, что все отдала Богу", повторила дама. "А были ли бы вы, например, готовы, чтобы Бог взял вашу дочь и послал ее в Китай для служения Ему?" - опять спросил маститый миссионер, положив свою руку на голову молодой девушки.

"Чтобы Бог взял ее миссионеркой в Китай! Нет, на это я не согласна. Я хочу, чтобы моя дочь оставалась здесь со мною!" - воскликнула мать.

"Как же вы утверждаете, что вы отдали Богу все, в то время как вы даже своей дочери не отдали Ему? Как же вы, в таком случае, можете надеяться на благословение Господне и на Его мир в сердце? Вы стали как бы между Богом и Его волей в отношении вашей дочери, и говорите Ему: "Господи, дальше этого предела Ты не смеешь идти в моей жизни! Ты можешь взять мой дом; Ты можешь взять мои деньги; Ты можешь взять меня, - но только не трогай моей дочери!" Неужели же, сударыня, вы это называете полной отдачей себя Богу?"

3. Дарования.

Наши дарования не даны нам для того, чтобы мы пользовались ими для себя. Божии дары должны быть употреблены для Него же Самого. Какое право мы имеем пользоваться ими эгоистично? Нет, как скоро нам действительно откроется воля Божия о нас, мы никогда больше не сможем служить своими способностями и дарованиями самим себе или миру. Вам, может быть, дан дар слова, дар красноречия. Вопрос только в том, как вы им пользуетесь? Не служит ли он только для вашего собственного удовлетворения или развлечения? Или же он вручен Богу? А, может быть, вы имеете дар писательства. Но что и для кого вы пишете? Для мира или для Бога? Для своей собственной выгоды или же для Царствия Божия? Или, может быть, вы имеете от природы особый дар, и составили себе состояние. Но помните: это "Бог дает человеку богатство и имущество" (Еккл.6,2). Так для кого же вы приобретаете это богатство? Для себя самого или для Бога? Или же, наконец, вы, может быть, имеете прекрасный голос. Бог дал вам его. Пользуетесь ли вы своим голосом для мирского пения, чтобы услаждать слух своих друзей? Поете ли вы песни мира сего? Или же вы своим пением возвещаете обремененным грехом душам Евангелие Христово? В том же самом известном духовном песнопении, часть которого мы привели выше, есть и такие дивные слова:


Даю голос, чтоб он мог
Петь Тебе, мой Царь, мой Бог, -
Чтоб устам достойным быть,
О Тебе благовестить!

4. Время.

"Пользуясь временем..." (Кол.4:5). Какая большая ответственность! Как вы пользуетесь своим временем?

Отдаете ли вы свое время Богу, или же пользуетесь им для своих пустых эгоистических целей? Каким-то образам у вас оказывается время для всего решительно - и для еды, и для сна, и для болтовни и разговоров, для газеты и гостей, для удовольствий и работы, - но только не хватает его для Бога. Отдаете ли вы свое время на то, чтобы развлекать своих друзей, чтобы кормить и угощать их и чтобы заполнять его ненужной болтовней? Или же вы проводите свое время, как те, кто воистину являются здесь в мире только странниками и пришельцами? Отличаетесь ли вы от мира? Отдаете ли вы драгоценное Божие время на то, чтобы говорить и размышлять о нашем Господе и служить Его интересам? Так будет с каждым, как скоро он будет исполнен Духом Святым! Будем же жить соответственно тому, что поем Богу:


Дни даю, пусть каждый час
Слышишь Ты хваленья глас!

5. Деньги.

Не только одну десятую ("десятину") - Богу, но все, все решительно - Ему! Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и мы являемся лишь Его управителями в том, что нам доверено. Поэтому необходимо серьезно следить за тем, как мы расходуем наши средства. Тратим ли мы их на пустяки или же на делю Божие? на ненужное или же на дело благовестия Евангелия Христова? Расходуем ли мы их с тем, чтобы удовлетворять своим себялюбивым желаниям, или же обращаем их на дело Господне? Сохраняем ли мы их просто для себя самих или, может быть, для кого-нибудь другого, кто и сам вполне в состоянии позаботиться о себе? Или же, наконец, мы, как верные управители Божии, вкладываем свои средства туда, где благовествуется спасение погибшим душам? Не строим ли мы себе здесь домов, которые превышают наши собственные надобности? Не снимаем ли мы для себя дорогих жилищ, в то время как мы свободно могли бы обойтись и более скромным помещением? Неудивительно, что у нас ничего не остается для Господа! Друзья, день последнего расчета близится! Близится день, когда придется представить Богу полный отчет. Я не хотел бы встретиться с Богом, оставив за собой, после своей смерти; накопленные богатства. Это было бы ужасным несчастием. Господь ожидает, чтобы я вложил их, еще до своей смерти, в Его дело. Вопрос не в том, сколько своих денег я уделю для Господа, а сколько Божиих денег я израсходую на себя? Настанет день, когда Он призовет нас для дачи Ему полного отчета во всем. Поэтому, и деньги, которые мы имеем, должны быть принесены на алтарь Господень.


Золото и серебро,
Все даю мое добро!

Итак, готовы ли вы положить все на алтарь Божий? Готовы ли вы вручить и посвятить Господу все? О, если бы вы теперь же, безотлагательно, сделали этот начальный шаг! Решитесь же и поступите так! Покоритесь Богу всем сердцам! Не удерживайте ничего, отдайте все на Его алтарь! Отдайте Ему свою волю, и примите взамен Его волю. Не имейте своих собственных планов. Идите только туда, куда Он направляет вас, и будьте лишь тем,. кем Он желает, чтобы вы были. Отдайте Ему и все свои наиболее сокровенные и дорогие надежды, мечты и желания. Ничто-ничто не в состоянии заменить вашей полной отдачи Ему. Вы должны принять Его условия, чтобы иметь полный 'мир и полную победу в Нем. Никакая половинчатость и никакие компромиссы не могут иметь места. Вручите Богу всю свою жизнь, без остатка. Он ожидает сосуда совершенно свободного от всего своего, человеческого. Как Бог может наполнять ваш сосуд Собой, если он уже полон? Может ли быть помещение наполнено одновременно и чистым и испорченным воздухом?

Полное и безграничное доверие.

Полная отдача себя Богу есть принятие всех условий и всей воли Божией, даже если она в настоящее время и не открыта нам во всей полноте. Поставьте свою подпись как бы под чистым листом бумаги и предоставьте Господу вписать все, что Он Сам захочет и найдет необходимым. Господь будет открывать вам Свою волю лишь шаг за шагом. Как скоро вами будет сделан один шаг веры и послушания, Господь откроет вам следующий шаг. Доверьтесь Ему и доверьте Ему свою жизнь. Пусть Он Сам строит планы для вас и заполняет подписанный вашей полной отдачей "лист" теми условиями, какими Он найдет нужным.

"Запечатанный пакет".

Полная отдача Богу подобна выходу судна в море с запечатанным пакетом, содержащим распоряжения, как о курсе судна, так и о всем прочем, и подлежащим вскрытию уже в открытом море. Куда вам придется плыть, вы вперед не знаете. Когда, - тоже не знаете. Почему, - тоже не является вашим делом. Как, - и это не должно заботить вас. Ваше дело только с полным доверием принять от Господа "запечатанный пакет", определяющий все подробности вашей жизни, и "открывать" нужные вам указания тогда и там, когда и где Ему угодно.

Вечное и неизменное "да".

Божий путь для вас, это - ваше "да" Богу, "да" навеки, "да" на все, что бы Он ни повелел вам. Вечное и неизменное "нет" - себе и такое же "да" - Ему! И это "да" должно быть настолько прочным и неизменным, чтобы оно осталось в силе на всю вашу дальнейшую жизнь. "Господи, что повелишь мне делать? Куда повелишь мне идти?" - Он направит весь ваш путь, и вам нужно будет только повиноваться Ему. Только одно великое, окончательное, вечное и славное "да", и вопрос вашей жизни будет навеки разрешен. Итак, продолжайте только оставаться верным своему "да" в течение всего вашего дальнейшего жизненного пути.


Боже! жизнь даю, она
Вся Тебе посвящена!
Дни даю, пусть каждый час
Слышишь Ты хваленья глас!

Всю даю любовь свою
С ней у ног Твоих стою!
Отдаю всего себя, -
Весь, всегда, навек Твоя я!

Глава V.
Иисус Христос - Господь.

Есть много таких верующих, для которых Иисус Христос является только Спасителем, а не Господом; много таких, которые приняли Его своим Спасителем, но не отдались Ему, как своему Господу. До тех пор пока этого не сделано, Господь не может быть удовлетворен.

В Евангелии от Луки 14:25 мы находим оставленные Господом условия ученичества.

Однако, прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих условий ученичества, мы посмотрим, что означает слово "ученик". Быть учеником, в истинном смысле этого слова, это гораздо больше, чем пережить только прощение грехов. Ученик, это - тот, который учится, который следует за своим учителем, который признает его своим учителем.

Во-вторых, необходимо отметить, что Господу Иисусу Христу принадлежит полное право ставить условия, на которых Он принимает Своих учеников. Во время последней великой войны наше канадское правительство ввело обязательную воинскую повинность; но до того у нас существовала добровольная запись в армию, и каждый гражданин мог совершенно свободно сам решать, служить ли ему в армии, или нет. Так вот. правительству принадлежало право ставить свои условия, на которых оно принимало солдат; граждане же, интересовавшиеся военной службой, были вправе, ознакомившись с условиями правительства, принять или отвергнуть их, по своему усмотрению. Непринятие этих условий не означало, что человек терял права гражданства. Это значило только то, что он отказывался от службы в армии, от "служения".

Так же обстоит и с вами, дорогой друг. Вы можете быть спасены Господом Иисусом Христом и быть гражданином Его Царства, и все же не быть в таком отношении к Нему, где Он являлся бы, на самом деле, вашим Господом и Учителем, и где вы охотно. и с величайшей радостью всегда пребывали бы в полном повиновении и служении Ему. Вы можете быть спасены, и все же не быть учеником Христовым.

Теперь вернемся к указанному выше месту Евангелия от Луки 14:25-27. Начинается оно такими словами: "С Ним шло множество народа, и Он, обратившись, сказал им..." - Было бы интересно знать, что бы вы в этом случае сказали! Что бы вы сказали народу? Если я вообще что-либо понимаю в человеческой природе, то думаю, что вы сказали бы вашим последователям что-нибудь приятное. Господь же Иисус Христос никогда не скрывал, что Его путь есть путь креста. Господь никогда не скрывал, что путь Его есть путь тернистый.

"Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего, и идет за Мною, не может быть Моим учеником" (Лк.14:26-27). "Но", воскликнете вы, "неужели же Господь Иисус Христос, действительно учит, что человек должен возненавидеть всех своих близких, чтобы стать Его учеником?" Обратимся, в связи с этим вашим недоумением, к Евангелию от Матфея 10:37. Здесь говорится об ученичестве то же самое, но только в несколько иных словах: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня".

Каковы же, в таком случае, действительные условия ученичества? Я отвечу вам на это очень кратко: "БОГ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ". И если бы это зависело от меня, то я поместил бы эти слова на виду у всех верующих, во всех духовных собраниях всего мира - БОГ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.

Зададим же самим себе несколько очень прямых вопросов. Имеет ли Бог первое место в моей жизни, или же оно принадлежит моим деловым интересам? Бог ли на первом месте или удовольствия и развлечения? Богу ли отдано первое место или же оно принадлежит деньгам? Не принадлежит ли оно моей семье или же вообще моим близким? Кто на первом месте - они или Бог? Правильный ответ на этот вопрос разрешит все наши трудности и все наши обстоятельства. Тогда не будет больше никакой нужды без конца задавать различные недоуменные вопросы: "Правильно ли идти туда или сюда? Можно ли участвовать в том или ином развлечении и т. д."? На все эти вопросы мы будем иметь только один ответ, который во всей полноте разрешит все наши сомнения: - "БОГ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ"!

Я вспоминаю одну верующую мать, которая не отдала Богу первого места в своей жизни, и сегодня бездыханное тело ее любимой дочери находится на кладбище. Дочь просила мать разрешить ей отправиться благовестницей, по призыву Господнему, на языческую ниву. Мать согласилась отпустить дочь, но предложила ей остаться дома еще в течение трех-четырех месяцев. По прошествии этого времени, мать взяла назад свое слово, нарушила данное ею обещание и отказалась отпустить дочь. Прошло меньше года, и Бог, Которому мать не хотела подчиниться, как своему Господу, взял ее дочь к Себе.

Итак, человек, в жизни которого Богу принадлежит первое место и который, взяв крест, следует за Своим Господом и Учителем, является тем, кто выполнил первое условие ученичества.


Слышу призыв Иисуса:
Возьми крест свой, следуй ты за Мной!

Я иду, куда ведет Он,
Чрез страданья, скорби, в мире сем!

Я готов с Ним на Голгофу,
За Иисусом всюду, во все дни!

Дальнейшее условие ученичества мы находим в той же 14-ой главе Евангелия от Луки, в стихе 33, и оно гласит так: "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником". "Но", снова возразите вы, "это условие почти неисполнимо. Действительно ли вы полагаете, что Бог требует, чтобы Его ученики оставили решительно все, что они имеют? Если это верно, то, конечно, я не Его ученик, так как я все еще имею жилище, имею семью и имею небольшие деньги".

"Неужели же мне нужно оставить все это?"

В Евангелии идет речь об "отрешении" от всего, и самое лучшее объяснение значения слова "отрешение" мы находим в книге Деяний Апостолов 4:32: "И никто ничего из имения своего не называл своим".

Ничто из того, что я имею или чем владею, не принадлежит мне. Все это принадлежит Богу. Он позволяет мне пользоваться этим в той мере, в какой Ему угодно, но преимущественное право на все, чем я пользуюсь, принадлежит Ему. Признавая это, я с радостью вручаю Ему все, что имею, отнимаю свои руки прочь от всего и принимаю Его своим Господом. Таким образом, "отрешившись" совершенно от всех своих собственных прав, я свободно "поворачиваюсь спиной" ко всему, что имею. Итак, я отказываюсь и отрешаюсь от всего, что у меня есть. Оно уже больше не мое, а Господне. Поэтому, Он имеет полнейшее право делать со всем этим, что Ему угодно. И если бы настал день, в который Он потребовал бы, чтобы, я оставил и отдал Ему все то, от чего я уже отрешился, то в моем сердце не должно было бы быть уже места ни сожалению, ни ропоту. Точна также, я отдаю Ему и всех своих детей. Он может делать с ними что и как Ему угодно, ибо я воистину от них отрешился". Тоже самое и в отношении моих денег и всего прочего, что мне принадлежит.

Мое "отрешение" будет действительным лишь в том случае, если выдержит испытание Богом истинности его. Так было, например, с Авраамом. Он "отрешился" от Исаака, почитая его всецело принадлежащим Боту. И когда позже Бог потребовал принесения Исаака в жертву на горе Мориа, Авраам не поколебался это сделать. Истинность его "отрешения" была подтверждена последующим послушанием воле Божией. Человек не будет иметь никаких особых тяжелых переживаний в день испытания его "отрешения", если таковое действительно было истинным. Если же "отрешение" было только на словах, то день испытания его будет ужасным, и, по всей вероятности, то, от чего человек "отрешился", будет взято им назад. Ученичество требует полного отрешения от всего.

Будем помнить, что если Господь Иисус Христос не является в нашей жизни Господом во всем решительно, то Он не является Им вовсе. "Никакой слуга не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне". Берегитесь, чтобы не предоставить Господу в вашей жизни второго места, вместо первого; вы можете пробудиться, когда будет уже поздно, и тогда вы убедитесь, что Господа в вашей жизни не было вовсе! Ибо Он может быть лишь Господом всего, или же не быть Господом совсем! "Никто НЕ МОЖЕТ служить двум господам!". (Мф.6:24).

"Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне..." - ответил некто на призыв Господа последовать за Ним (Лк.8:61). Нет! Да не будет этого "прежде мне"; да будет всегда и во всем только "прежде Господу"! Мои интересы могут быть только на втором месте, но никогда не на первом! "Ищите же прежде Царствия Божия!"

Один благословенный раб Божий говорил однажды слово Господне на эту же самую тему. После собрания к нему подошла одна сильно встревоженная обличившим ее словом молодая девушка, считавшая себя верующей.

"Почему же вы не покоритесь Господу всецело?" - спросил ее проповедник.

"Я боюсь, что, если я это исполню, то мне придется сделать два дела", ответила девушка.

"Какие же эти два дела?"

"Во-первых, я играю на рояле в одном концертном зале, и боюсь, что мне тогда придется оставить эту игру", объяснила девушка.

"А второе дело?" - спросил проповедник. "Я боюсь, что Господь пожелает отправить меня миссионеркой куда-нибудь к язычникам".

Проповедник поступил с этой девушкой с большой мудростью. Открыв Слово Божие, он отыскал в нем десятую главу книги Деяний Апостолов и прочитал из четырнадцатого стиха следующие два слова: "Нет, Господи..." Затем он объяснил девушке всю неправильность ответа апостола Петра Господу; ибо раб никогда не диктует своему господину своей воли; и ни в коем случае нельзя соединять воедино этих двух слов - "нет" и "Господи".

"Так вот", сказал проповедник, "я предлагаю вам вычеркнуть первое слово - "нет", и сохранить второе - "Господи"; или же, наоборот, - вычеркнуть слово "Господи", и сохранить слово "нет".

И, вручив девушке свой карандаш, он оставил ее одну. В течение целых двух часов она переживала страшную борьбу. Тогда, наконец, проповедник вернулся. Нагнувшись через плечо девушки, он увидел залитую слезами страницу Деяний Апостолов, но зато слово "нет" было вычеркнуто. С просветлевшим лицом она оставила помещение собрания и вернулась домой, непрестанно повторяя только одно это оставленное ею слово - "Господи". Она больше не хотела диктовать Господу своей воли. Теперь она стала Его ученицей, а Он - ее Господом и Учителем. Отныне, ее сердце заняли другие слова - "Ей (да) Отче", и "Господи! что повелишь мне делать?"

"Иисус говорит Симону Петру: "Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?" - И я как бы вижу Господа, указывающего Петру на лодки с сетями, затем на других учеников, и, наконец, на дом Петра с находящимися в нем близкими его, и спрашивающего: "Симон Ионин, кому отдано твое сердце, кому принадлежит в нем первое место? Мне ли? Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" И с этим именно вопросом Он ныне обращается и к каждому из нас, верующих. Так отдадим же Ему все, чтобы Он восцарствовал в нас, как наш Царь и Господь!